Антиискусственный интеллект. (bonmotistka) wrote,
Антиискусственный интеллект.
bonmotistka

Category:

ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ СОБСТВЕННЫМ УШАМ?

Да? И совершенно напрасно!!!

КОРЗИНЫ со старьем, коробки с пустыми бутылками и битыми (без ножек) фужерами. На стене висят боксерские перчатки, на столе стоит механическая печатная машинка, в углу - несколько веников. Это не заброшенный дачный чердак. Так выглядит кабинет "Тонстудии" на "Мосфильме", в котором работает Алла МЕЙЧИК. Если  вы слышите в кадре цокот копыт, значит, Алла Марковна бьет пластмассовыми кружками по утоптанному в бочках песку, если завывание вьюги - значит, крутит огромный барабан. За свою жизнь Алла Марковна озвучила почти 5000 фильмов. Практически все работы "Мосфильма", начиная с середины прошлого века.



ОДА СТОПТАННЫМ БАШМАКАМ

— НА ЗАПИСЬ одной минуты звука в фильме уходит несколько часов, а иногда и дней. Нужно точно поймать шум, "увидеть" его. И главное здесь — не реквизит, а психологический настрой, вдохновение. Я, например, могу без маникюра пойти в театр, но, отправляясь на работу, всегда сделаю маникюр: тогда более точно, кончиками пальцев, ощущаю каждую вещь, которую беру в руки, и издаваемый ею звук. Иногда шум ищется долго из-за технических проблем, иногда из-за творческих. Режиссер "слышит" определенный звук и ждет, чтобы мы его исполнили точно. Настоящим "педантом звука" был Андрей Тарковский. "Каток и скрипку" четыре раза переписывали, добиваясь результата, к которому стремился режиссер. А помните, как Андрей Мягков в фильме "С легким паром" прыгает на морозе и приговаривает: "Надо меньше пить", прихлопывая руками? Это опять-таки мы озвучивали, хлопая себя по телу. Однажды снимали фильм, где по сценарию полагалось дать пощечину. Не буду называть фамилию режиссера, он так увлекся, что снял брюки и шлепнул себя по мягкому месту, точь-в-точь как по щеке…

Одна из самых сложных работ - сцена из "Сибирского цирюльника", когда Джулия Ормонд раздевается и одевается за кадром. Михалков потребовал, чтобы зритель слышал расстегивание каждой пуговички и понял волнение героини в этот момент. Какие материалы мы только не испробовали: щипали собственную одежду, давили воздушные пузырьки в пластиковой упаковке… Какой из записанных дублей вошел в конце концов в фильм, я даже не знаю.

Чаще всего приходится изображать шаги. Практически все они создаются натурально, при помощи различных видов обуви: сапог, "лодочек", кед, пуантов, тюремных бахил… У нас этого добра целый шкаф, и у каждой пары свой звук. Старую обувь собираем специально. Приду в гости, увижу хорошенькие "звучные" тапочки и попрошу: будете выбрасывать, бросайте в нашу сторону… Чем более поношена вещь, тем лучше. Она "живая", она одухотворена. Новая, только что из магазина, не звучит. Невероятно трудно было имитировать звуки смены караула у мавзолея на Красной площади. У солдат фантастическая синхронность во всем: в шаге, в поворотах, в передаче оружия. На самом деле они шли от Спасской башни до мавзолея минут десять, в кино этот эпизод может занять всего пару минут, а озвучивали мы его полдня.


ЭЛЕКТРОНИКА НЕ СПАСАЕТ

МОИ "первые шаги" в кино — шаги героини Татьяны Пилецкой в фильме "Дело # 306", выпущенном на экран в 1956 г. Буквально через год после этой работы был построен отдельный шумовой кабинет. Реквизит пополнялся годами. Есть вещи, которые старше не только меня, но и моих родителей. Сейчас появились электронные студии, без декораций, весь нужный интерьер дорисовывается на компьютере. Не знаю, как в изобразительном ряде, но в шумовых эффектах нам "техническая революция" вряд ли поможет. Электронные шумы не одухотворены. Для художественного фильма такие звуки смертельны.

Озвучивание морского прибоя и ветра в к/ф "Илья Муромец". Алла Мейчик слева.


Специальности шумовика невозможно обучиться ни в одном вузе. Некоторые из нас заканчивали музыкальные учебные заведения или являются наследственными шумовиками, как и я. (Я москвичка в пятом поколении. Каждый раз, когда проезжаю по Красной Пресне, мимо нынешнего Киноцентра, всегда думаю: пора вешать здесь мемориальную доску. Потому что стоит это здание на месте, где когда-то был дом, в котором жила наша семья, начиная с деда Ивана Ивановича Юхова, основателя хоровой капеллы, сегодня носящей имя Александра Юрлова. Когда я прихожу в Консерваторию, всегда останавливаюсь возле мраморной доски в Малом зале, на ней высечено имя моего отца Марка Мейчика, он окончил консерваторию с золотой медалью. Потом стал первым художественным директором ГИТИСа. А меня как завернули в пеленки в роддоме, так и принесли в оркестровую яму Театра драмы (ныне Театра им. Маяковского), где тогда работала мама. Потом, когда подросла, мне в той же оркестровой яме поставили стульчик.) Только слуха шумовику мало, нужно еще уметь хорошо танцевать, причем все подряд: и вальсировать, и в танго пройтись, и дробушку отбить. Думаете, во "Времени танцора" кто так ловко ножками перебирает? Моя коллега, уникальный мастер Ирина Кислова.

Раньше шумовики работали в группах по 13–14 человек. Но это оказалось неэффективным. Когда народа много, внимание рассеивается. Ты ждешь одного своего "чиха", в конце концов именно его и проворонишь. Оптимальный состав бригады — 2–3 человека. Более того, сейчас же фильмы пишутся в режиме "долби-стерео", когда звуки делятся на те, которые идут справа, и те, которые идут слева. Поэтому их все-равно приходится записывать на разные дорожки.

ТЕХНИКА ОПАСНОСТИ

МЫ стараемся перед работой не есть ничего несовместимого, кислых продуктов, вызывающих брожение в желудке. Но от превратностей судьбы все равно никто не застрахован. Один раз озвучивали что-то из трилогии о Максиме. И там по ходу дела жандарм наливал себе в блюдце чай, подносил блюдце к губам, прихлебывал… и в это время в животе у кого-то заурчало. Звук пришелся как нельзя кстати, нарочно такого подобрать не смогли бы.

Не обойтись шумовикам без мелких травм: ушибов, порезов. Иногда часами приходится дышать пылью "из-под копыт" лошади графа де Монсоро. Приходится и стекло колоть, и фанеру на щепки ломать, и даже себя бить. Сейчас каждый второй фильм с дракой. А удары бывают разные. Один создается при помощи боксерской перчатки, другой — при помощи хорошего оковалка мяса, третий — кочана капусты, четвертый не заменишь ничем, кроме как настоящей звучной оплеухой по человеческому телу. В "Летят журавли", например, когда во время грозы Вероника бьет по щекам Марка, нам пришлось лупить мокрыми тряпками собственные ноги. Мы потом две недели ходили с черными кровоподтеками.


Другие публикации под рубрикой "из журналистского архива":

НЕДОСТУПНАЯ РОСКОШЬ. Репортаж из Гохрана.

ВСЯ ПРАВДА О ПОЛЕТЕ ТЕРЕШКОВОЙ... Интервью.

РОКОВОЙ АВТОГРАФ ГАГАРИНА.

ТРИ СМЕРТИ НАСТОЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА. Встреча с Алексеем Маресьевым.


Напоминаю, что основной конкурс этого блога - конкурс на лучшую байку. Проводится еженедельно. Вы также можете выложить свою историю, кто знает, вдруг победите... Удачи! :)


Tags: из журналистского архива
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo bonmotistka july 16, 2019 07:00 92
Buy for 100 tokens
14 июня 2019 года. Дед, я только что узнала, как и где ты погиб. До сих пор в нашей семье было известно только то, что ты пропал без вести. Вроде бы кто-то даже видел, что ты был ранен при переправе через реку. Предположили, что не смог выплыть... Каждую Могилу Неизвестному солдату мы считали…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments

Recent Posts from This Journal