Наталья Шеховцова (bonmotistka) wrote,
Наталья Шеховцова
bonmotistka

Марина Князева. Встреча через 25 лет...

IMG_7183.1.jpg

11 апреля 2008-го года на улице Косыгина в Москве ее сбил автомобиль. Внедорожник "Мицубиси".
Заключение судебно-медицинской экспертизы: множественные травмы несовместимые с жизнью с момента их причинения. Два перелома таза, ушиб бедра, смятая грудная клетка, ушиб головы, отёк мозга...
Клиническая смерть...


Я узнала об этом буквально вчера и до сих пор не могу оправиться от шока. Следила же за ней! "Шпионила", как обычно "шпионят" за своими кумирами, за их творчеством, за интервью, публикациями... В 2008-ом, правда, рожала, тот год выпал из моего сознательного бытия, - может, поэтому пропустила?
А когда мы неделю назад случайно встретились на книжной выставке-ярмарке на ВДНХ... Она была точно такой же энергичной, как 25 лет назад...

Я просто пробиралась к выходу, просто увидела ее, схватила за руку и очень честно призналась:
- Не помню вашего имени-отчества, но у вас фамилия - Князева. А я - ваша ученица. И я хочу, чтобы вы знали, не известно, что со мною было бы, если бы не вы.
В оправдание свое скажу, что имя-отчество, я, конечно же, помнила, просто в тот момент, вот заклинило... а ведь нужно было срочно как-то обратиться.
Зато сходу назвала первую книгу, которую у нее прочла: "Ключ к самосозиданию". Эта книга в 91-м стала победителем конкурса "Лучшая книга года СССР". Это мой учебник в творчестве, "пружинка", сработавшая в нужном направлении, распахнувшая меня навстречу всему, что потом случилось.



Марина Леонидовна Князева - кандидат филологических наук, поэт, культуролог, художник, писатель, автор театральных постановок... Но я ее знаю прежде всего, как Учителя. Из тех Учителей, которых встречается на всем пути не больше 3-5-ти. По пальцам одной руки пересчитать можно.

Марина Леонидовна вела у нас в университете факультатив по истории театра. Но это был факультатив не столько про театр, сколько про саму жизнь, про то, как в ней выстоять творческому человеку и как понять, творческий ли ты человек.
С ее "Ключом..." в руках я пришла на занятия. Мы читали М.Чехова и К. Станиславского, ставили этюды, молчали (держали паузу) на импровизированной сцене и декламировали стихи в уличной толпе (тренировали смелость перед аудиторией). И... конечно же, ходили в театр. Стипендия маленькая, да и не у всех есть. В очень-очень многих культовых местах (не только в театрах) Марине Леонидовне было достаточно сказать: "Они со мной", - и нас (целую толпу студентов) пропускали.

А еще она сделала для нас вот такие справки. Мол, окажите содействие студентке такой-то, собирающей материалы по теме "Современная театральная культура".



Понятно, что, в первую очередь, чтобы собрать такой "материал", нужно было посмотреть постановку... По этой бумажке на первом-втором курсе я проходила в ведущие театры столицы 2-3 раза в неделю. Для девочки, всего год назад тоскливо блуждавшей по берегам Ловати в своем родном городке, это был культурный катарсис...

До сих пор хранится дома ворох программок... (И регулярно пополняется!) Кое-какие с моими пометками. Идею их коллекционирования я переняла именно у Марины Леонидовны.



Потом написала у нее курсовую о жанровом синтезе в сценической миниатюре. Пока писала, познакомилась с интереснейшими людьми, с Михаилом Жванецким, с Григорием Гурвичем ("Летучая мышь"), Валдисом Пельшем, Алексеем Кортневым, Ириной Богушевской (студенческий театр МГУ), с Владимиром Вишневским, Дмитрием Быковым, Вадимом Степанцовым (поэтическое кабаре, Орден куртуазных маньеристов)...

Марина Леонидовна, ее семинар, все, что у нас было вокруг него - самое яркое впечатление моего студенчества.
Когда я ее поймала 9 сентября в толпе ММКВЯ, она снова была со студентами. Точнее, шла их встречать. Встретила.

IMG_6939.2.jpg

- Смотрите, это все - наша рабочая площадка, - начала им объяснять... Я стояла и бестактно подслушивала. Я боялась сделать пару шагов в сторону, чтобы снова ее не потерять. Мне ведь еще нужно было сказать ей, что я думаю о сегодняшнем дне, о том кризисе, который случился в культуре, об измененном сознании, об интеллигенции и гаджетах...
Теперь понимаю, почему она в основном молчала - не могла вставить слова, - я болтала без умолку! Мне казалось, я говорю умные вещи. Нет, точно умные!
Пришла домой, сняла с полки подзабытый "Ключ к самосозиданию" и нашла на его страницах все мысли, которые только что выдавала ей за свои... Ха!
И вот, что интересно, те карандашные подчеркивания, которые я сделала почти 30 лет назад, сегодня уже кажутся не самыми актуальными. Сегодня уже хочется наподчеркивать совсем другое...

Так что же случилось в 2008-ом?
"Это был первый солнечный день, - вспоминает  Марина Леонидовна. - Я решила немножко пройтись. И вот стала переходить улицу, повернула голову налево и увидела буквально в трёх метрах от себя огромный джип, который ехал на меня. Я поняла сразу, что это смерть. Но поскольку я всю жизнь занималась танцами, я увидела, что передо мною,… ну, вот метр до полосы безопасности,… и совершила прыжок,… балетный, я прыгнула наверх и в сторону. И это спасло мне жизнь. Я не оробела, не замерла… Внедорожник столкнулся с летящим телом,... он меня подсёк. И теперь я уже знаю все подробности, что я к нему упала на капот. И он перебил мне ноги отбойником-"кенгурятником". Второй удар был уже о правую фару. Дальше меня отнесло на 9 метров, и был удар об дерево. И затем уже последний удар о землю.
Последний момент моей «прошлой жизни», это момент прыжка. Я точно знаю, что это «прошлая жизнь». Я даже себя прежнюю называю – «она». Потому что я действительно вернулась с того света.
Я попала на дно океана, где было очень спокойно... как глубокий сон. И дальше я почувствовала, как меня выталкивают оттуда насильственно. И я так не хотела оттуда вылезать,… я видела толщи воды, меня сетью вытаскивают. Когда меня вытащили, я увидела, что где-то надо мною качаются деревья. Я не пойму вообще, где я, что я, что произошло.
Очнулась, рядом со мной лежат ноги...
И тут слышу голос военного комиссара. У меня ощущение, что поле боя. Надо мною хлопочет крепкий военный зрелый мужчина, который кричит - «быстро, сюда, давайте – берите, несите,… немедленно». И я понимаю, что моя жизнь, которая в этот момент мне безразлична, нужна ему. Это он тащит меня к жизни, это он как с поля боя вытаскивает меня.
Я узнала потом имя этого врача..."


Врач "Скорой" Евгений Яконин (26 лет): «Когда мы приехали, я решил, что меня опять вызвали на труп, но для очистки совести подошёл и увидел, что кончики ресниц шевельнулись,… я подумал: поборемся!»

Марина Князева:
"У меня остались только руки и лицо не повреждёнными. Врачи мне сказали, что жива я осталась, но ходить не буду. Я ответила, что «нет – я буду танцевать». И начала я прямо в реанимации. Вот меня привезли туда, я понимала, что до сих пор (до груди) я двигаться не могу, потому что перебит таз. Но руки-то у меня свободны… И вот, у реабилитационных кроватей есть такая «держалка», её «гусь» называют. Я начала подтягиваться... И, понимаете, поскольку до происшествия я каждый день занималась гимнастикой, танцами,… то тело и мышцы были подготовлены. И я знаю, что означает состояние танцующего человека – «счастье танца». И вот лёжа неподвижно, я в себе создавала это ощущение. Я изображала из себя саксофон!"



А еще на больничной койке Марина Леонидовна начала рисовать. Картины из одной линии. Без отрыва руки. Тонкая ниточка, выходящая из точки...
За несколько месяцев - сотни рисунков. Она назвала это "изо-серфингом", а критики и коллеги нарекли "стихокартинами".



[+7]














“Это совершенно новое ощущение, близкое к созданию стихов, — рассказывает Марина Князева.Меня интересует полномочие линии, вихрь движения, которое она создает. Всегда интересно, к чему эта линия приведет.”
Начертание одной линии, создание рисунка может длиться часы. Движение руки то замедляется, то убыстряется... Рука ведет ручку. Ручка (самая обычная, гелевая) "танцует" по бумаге.
Вот такие книги теперь есть у меня дома. "Ключ к самосозиданию", извините, чуть потрепанный, потому что доставался часто и перечитывался.








Вернулась домой, муж (с которым мы познакомились во времена работы в "КП") спросил, был ли на ММКВЯ представлен издательский дом "Комсомольской правды".
- Ой, Андрюш, был, но я  к его стенду даже не подходила - не до того было. Ты не представляешь, кого я там встретила...
И вдруг фотохудожник Елена Белоусова присылает мне свои снимки:



Вот что значит интересная, увлеченная беседа, когда фон не имеет никакого значения... Марина Леонидовна привела меня сюда. Оказывается, она - член "Клуба журналистов "Комсомолки". Именно в этой газете, когда ей было всего 14 лет, впервые заметили ее стихи...
На площадке "КП" М.Л. Князева презентовала новый сборник, здесь же проводила театрально-поэтический перфоманс "Буриме", с участием профессиональных актеров. Это когда из зала задают строчки, а на сцене пытаются их изобразить.

Фильм 2005-го года, там есть фрагменты ее занятий со студентами, ее танцы, и еще кое-что из того, о чем за один раз, в одном посте упомянуть невозможно...
И все равно - очень многое еще осталось за кадром...


..............................................
Надя, lassiriel, тебе персональный привет от Марины Леонидовны.

_жж
BlueButton111.3.png

Tags: #ММКВЯ-2017, Марина Князева, кто не прозаичен
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Мои...

    Рассказы. Миниатюры. Детективы. Публикации . Чудачества. Загадки. Конкурсы . Если не знаете, с чего начать читать мой…

  • Возможна ли новая революция в России?

    Все уже про нее, про новую революцию, говорят. От Мальцева до патриарха Кирилла. Ну, невозможна она сегодня! Давайте вспомним того же Ленина.…

  • Виктории Токаревой - 80 лет!

    Буква "В" в ее имени похожа на цифру "8". Столько десятков лет ей сегодня исполняется. Счастливая, плодотворная, удачливая…

promo bonmotistka 03:01, wednesday 36
Buy for 20 tokens
Он задумывался как уникальный клуб интеллигенции и был таковым на протяжении 87 лет... Сегодня на главной странице его сайта висит надпись "SOS" со ссылкой на официальное обращение: "К нам пришла беда!" У Центрального Дома работников искусств Московское Правительство…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →