Наталья Шеховцова (bonmotistka) wrote,
Наталья Шеховцова
bonmotistka

Самолет, который приводнился на Неву...




Во время любого полета с нами проводят инструктаж, как вести себя, если самолету придется экстренно садиться на воду, как пользоваться надувными жилетами, где находятся запасные  выходы... Но в реальности таких случаев было всего шесть. Приводнение сложно выполнить, да и на поверхности самолет продержится не дольше получаса. Так что, при малейшей возможности, лучше дотянуть до подходящей наземной полосы.

Первый случай приводнения пассажирского самолета - 16 октября 1956 года. "Боинг-377", рейс "Гонолулу-Сан-Франциско". Отказали два двигателя из четырех. Экипаж принял решение приводниться неподалеку от курсирующего военного корабля. Хвост отвалился, но 24 пассажира и 7 членов экипажа были спасены.



Второй случай. 1962 год. 22 октября. Американский DC-7. Причиной аварии был назван неконтролируемый рост скорости вращения воздушного винта, вызванный отказом в узле нагнетателя силовой установки. Все 102 человека, находившиеся на борту, выжили.

Самым уникальным до сих пор является третий случай приводнения. 21 августа 1963 года. Ленинград.

"Это была новая модель, свежеиспеченное детище туполевского КБ. На его борту находились 45 пассажиров и 7 человек экипажа. Сразу после взлёта обнаружилось, что переднюю стойку шасси заклинило в полуубранном положении. Потом на взлётном поле найдут оторвавшийся шаровой болт – он был предназначен для фиксации шасси в убранном состоянии. Садится с такой поломкой, сами понимаете, крайне опасно. В Таллинне стоял туман, и поэтому аварийный борт отправили в ближайший аэропорт Пулково, в Ленинград. Там была грунтовая полоса, на которую можно было посадить самолет «на брюхо».  Во время полета летчики пытались устранить неисправность. Бортмеханик Виктор Смирнов даже пробил днище фюзеляжа и пробовал выбить заклинившее шасси. Но всё было тщетно. Стойка застряла намертво.

Для аварийной посадки надо сжечь топливо. И самолет стал кружить над Ленинградом. Земля дала экипажу команду выжечь топливо до запаса в одну тонну.  В это время в Пулково готовились к экстренной встрече: к посадочной полосе пригнали пожарную технику и кареты скорой помощи. И вдруг, на восьмом круге заглох левый двигатель… Когда это произошло, диспетчеры дали команду срезать путь к аэродрому прямо над городом, и самолёт пошел прямо над центром Ленинграда, прямо над всеми его красотами и открыточными видами. Внизу промелькнули Исаакиевский Собор, Стрелка Васильевского острова, Дворцовая площадь и Невский проспект... А над Смольным Собором… заглох правый двигатель. Как потом оказалось, бортовые расходомеры топлива выдавали ошибочные данные, они их завышали, и тем самым вводили лётчиков  в заблуждение.

Представляете, о чём думал экипаж и пассажиры в этот момент? А ленинградцы на земле думали, что снимают кино, радостно махали руками и улыбались низко летящему самолёту. Никто из них даже не подозревал, что лайнер может упасть им на голову. Командир суднаВиктор Мостовой прекрасно понимал, что выжить с неработающими двигателями невозможно, и чтобы избежать катастрофы на земле, чтобы предотвратить напрасные жертвы среди горожан, он направил свой самолёт в сторону Невы… И городу, и экипажу и пассажирам повезло с тем, что вторым пилотом на борту был Василий Чеченев – бывший военный летчик, причем летчик морской, летавший на гидросамолётах. Командир Виктор Мостовой принял волевое решение сажать самолет на воду, и передал управление Василию Чеченеву. Именно он совершил подвиг под названием Чудо-на-Неве.

Как потом подсчитали сами пилоты, между остановкой двигателя и моментом приводнения прошло 14 секунд.

Всего 14 секунд на принятие решения и его реализацию… 14 секунд между небом и водой… 14 секунд между жизнью и смертью. За это короткое время, растянувшееся для пилотов вечностью, самолет на высоте 90 метров пролетел Литейный мост, потом 30 метров над Мостом Петра Великого, и наконец, на высоте всего 10-ти метров над мостом Александра Невского. Его тогда только строили, и некоторые рабочие в ужасе спрыгнули с лесов в реку.

Напомню, что Нева – судоходная река, и движение на ней весьма оживленное. Любое, даже самое маленькое судно по курсу аварийной посадки могло стать причиной катастрофы. И тут экипажу в очередной раз довелось пережить сильнейший стресс - неожиданно впереди появился буксир, который тащил бревенчатый плот. Пилоты резко потянули на себя штурвал, многотонная махина на последнем выдохе взмыла вверх, пропустила под собой буксир, и, вздымая каскады брызг, приводнилась перед самым Финляндским мостом…  До моста оставалось всего 50 метров… пятьдесят метров, которые отделяли 50 жизней от казалось бы неминуемой смерти.

Встречный буксир, который мог стать виновником трагедии, на самом деле был послан Высшими Силами для спасения. Во-первых, перепрыгивая через него, самолёт волей-неволей приобрёл самый оптимальный угол приводнения. И во-вторых, экипаж буксира тут же пришел на помощь. Речное судно потащило судно воздушное к берегу. Там были сложены деревянные плоты, своим крылом самолет упёрся в них, и по крылу, как по трапу под взглядами изумлённой публики экипаж и пассажиры сошли на берег. А через несколько минут самолёт затонул в Неве.



И до тех пор, пока он не утонул, зеваки на набережной были уверены, что снимается остросюжетный фильм. Все ждали появления знакомых артистов. В толпе бродил слух, что вот-вот появится красавчик Василий Лановой. Но после того, как милиция и люди в штатском стали изымать и засвечивать фотоплёнки, стало ясно – это не кино.

Лётчиков запросто могли посадить в тюрьму. Ведь по мнению властей аварийный Ту-124 создал реальную угрозу Северной Столице, её культурным памятникам и жизням тысяч людей. Страшно даже подумать, что самолёт мог упасть в центре города, к примеру, на Исаакиевский собор. И еще страшнее, если бы на Смольный. Я имею ввиду не Смольный собор, а Смольный – как штаб Октябрьской Революции, здание в котором размещалось всё ленинградское руководство…

По словам специалистов, ТУ-124 на тот момент был сырой машиной, но признать технические причины поломки – это значит бросить тень на советскую авиапромышленность. Проще было обвинить экипаж. Что и сделали. Но лётчиков спасла огласка в зарубежной прессе, за них вступились спасённые иностранные пассажиры, летевшие тем рейсом. Они через западные СМИ рассказали всему миру о героизме русских пилотов. С нашей стороны защитниками выступили советские пассажиры того везучего рейса, написавшие коллективное письмо руководству страны и журналист Василий Ардаматский, который опубликовал в газете «Известия» очерк под названием «14 секунд – 52 жизни».
Вот так, под давлением общественности и прессы пилоты Ту-124 из виновников аварии превратились в героев. Семьям командира и штурмана выдали новые 2-комнатные квартиры-хрущовки, а капитана речного буксира Юрия Поршина наградили Почётной грамотой, настольными часами и премией в половину оклада.


Это один из пассажиров того счастливого рейса Таллинн-Москва с внеплановой посадкой в Ленинграде. Тот, кто узнал или догадался – тот молодец! А для остальных сообщаю, это – будущий Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй.  Видать у Всевышнего еще в 1963-м году были планы на молодого таллиннского священника.

Решайте сами чего больше в Чуде-на-Неве: вмешательства Высших Сил, везения, мужества или мастерства пилотов. Я же завершаю свою заметку неожиданной версией. Мне кажется, что у подвига, спасшего людей и город на Неве, есть простое объяснение, и кроется оно в фамилии командира «Тушки». Как его имя?

Виктор Мостовой! Мостовой! И он сел между мостами! Как замечательно, что у него именно такая фамилия. А не Земляной или Водяной.



Утонувший в Неве самолёт подняли. Разрезали на части.





Носовую часть фюзеляжа Ту-124 встроили в стену учебного здания №3 КНИТУ-КАИ (г. Казань) в качестве учебной лаборатории."(Источник.)



Четвертый случай приводнения. 22 ноября 1968 год. И опять Сан-Франциско. Рейс из Токио. Самолет слишком рано снизился. Все (в том числе 96 пассажиров) остались живы.

Пятое приводнение. 17 июля 1972-го года. ТУ-134. Во время испытаний в Подмосковье из-за перебоев с электроникой остановилась работы топливных насосов. Лайнер посадили на Икшинском водохранилище. На борту находились только 5 членов экипажа. Никто не пострадал.



Шестое. 15 января 2009 А-320 "US Airways". Сразу два гуся из встречно пролетавшей стаи попали в два разных двигателя. Двигатели заглохли. Самолет сел на Гудзон. 150 пассажиров спасены, правда 5 человек получили серьезные травмы.





_жж
BlueButton111.3.png

Tags: Вы это знали?, не может быть!
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Мои...

    Рассказы. Миниатюры. Детективы. Публикации . Чудачества. Загадки. Конкурсы . Если не знаете, с чего начать читать мой…

  • Сколько раз можно вступать в брак?

    Помнится, с удивлением узнала, что церковный брак можно "развенчать", то есть, получить письменное разрешение на повторный брак. Сообщила…

  • Почему люди спешат?

    - Почему ты так быстро идешь? Ты одинока? Вопрос застал меня врасплох. - Нет, ну, знаю, что у тебя есть семья. Но, если тебе что-нибудь надо.…

promo bonmotistka november 15, 03:01 36
Buy for 20 tokens
Он задумывался как уникальный клуб интеллигенции и был таковым на протяжении 87 лет... Сегодня на главной странице его сайта висит надпись "SOS" со ссылкой на официальное обращение: "К нам пришла беда!" У Центрального Дома работников искусств Московское Правительство…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments